Головные боли, усталость глаз и 3-D фильмы

25-08-2011

Фильм «Аватар» 2009 года стал волшебством, но не для всех. Из-за его продолжительности в 162 минуты, 3-D формат настолько ощутимо влиял на физическое состояние зрителей, что очень многие не смогли в полной мере оценить превосходные спецэффекты этого шедевра.

Очень многие посетители кино в 3-D формате жалуются на головные боли, головокружения, усталость глаз и другие формы визуальных расстройств после просмотра этих фильмов.

Недавние исследования предполагают, что причина этому — необходимость длительно сосредотачиваться на экране, и, в то же время, глаз пытается измерить глубину трехмерной проекции, из-за чего глаз находится в очень долгом напряжении.

На глаза негативно влияют не только 3D-технологии, маленькие технические устройства требуют ближайшего рассмотрения , чем меньше устройство, тем ближе его необходимо подносить к глазам, чем дольше что-то рассматриваешь, тем сильнее устает глаз.

Последнее исследование подтвердило, что дискомфорт при просмотре 3D фильмов вызван аффектами расстояния. Кроме размера экрана, глаз зрителя пытается просчитать расстояние до всех визуальных объектов, из-за чего происходит перенапряжение не только глазных мышц, но и всего тела.

В исследованиях принимало участие небольшое количество людей, всего 24 взрослых. В результате выяснилось, что больший дискомфорт человек получает при просмотре маленьких изображений на мобильных устройствах или настольном дисплее, чем при просмотре 3D фильма, когда кажется, что изображение запрыгивает из экрана в личное пространство.

При просмотре зрителями 3D фильма на большем расстоянии, примерно таком как в обычном кинотеатре, испытуемые испытали в этом случае больше признаков дискомфорта, поскольку 3D изображения создали в этом случае иллюзию глубины позади экрана.

В исследованиях принимали участие только молодые совершеннолетние люди 20-30 лет, поэтому будущее изучение этого вопроса следует расширить, изучая влияние новых технологий на разные возрастные группы. Массовые жалобы людей в 2009-2010 годах на головные боли и усталость глаз привело к тому, что производители карманных мобильных устройств и 3D фильмов предупреждают о возрастном цензе: дети до 6 лет не должны пользоваться этими технологиями.

Еще один интересный вывод очередного исследования этого вопроса заключается в том, что с возрастом дискомфорт при просмотре фильмов в 3D формате становится меньше. Почему? Потому что мышцы и линзы глаза с возрастом постепенно истончаются, и для того чтобы сосредоточится глазу не нужно очень сильно напрягаться при рассмотрении чего-либо на коротком расстоянии. К 45 годам это очень ощутимо.

Исследование частично финансировалось корпорацией Samsung, руководящие лица которой надеются, что подобные исследования помогут в разработке новой концепции показа фильмов и мобильных устройств. Таким образом, производители не только знают об этих проблемах, но и стремятся разобраться в вопросе, и обеспечить пользователям сохранение здоровья