Аутизм у ребенка

11-03-2013

Аутизм у ребенкаВ мире существует очень много информационных сигналов, которые мы воспринимаем и используем для поддержания связи с другими людьми. Это и речь, и движения тела, мимика, книги.

Кроме того, мы можем создавать свои собственные визуальные способы, чтобы помочь детям с аутизмом для удовлетворения конкретных потребностей ребенка. Для этих целей используют визуальную графику, инструменты для подачи информации, для управления поведением и многие другие стратегии, которые могут внести значительный вклад в способность ребенка с аутизмом жить максимально полноценной жизнью в обществе и перестать считать детский аутизм «приговором» как для ребенка, так и для его родителей.

Типы визуальных стратегий:

  •  Усиление концентрации внимания

Ребенку помогают концентрировать внимание на чем-либо максимально длительное время. Время концентрации постепенно увеличивают. Это позволяет улучшить коммуникативное общение.

  • Передача информации

Учат ребенка развернуто отвечать на прямо поставленные вопросы – кто, что, почему, где, когда.

  • Предоставление информации о социуме и его правилах

Мир может ввести ребенка с аутизмом в заблуждение. Люди и их поведение часто непредсказуемые. Ребенку подают информацию в виде логической последовательности различных ситуаций и возможных вариаций событий. Это поможет ребенку понимать причины поведения других людей.

  • Возможность выбора

Ребенку показывают, что у него есть выбор реакций на действия других людей. Он может должен выбрить наиболее подходящую данной конкретной ситуации модель своей реакции.

  • Жесткий распорядок дня

Создание строгого распорядка дня поможет ребенку в понимании общей картины ближайшего будущего. Последовательность происходящего уменьшит беспокойство ребенка и сделает его мир более устойчивым и постоянным.

  • Самостоятельное выполнение обязанностей и процедур

При соблюдении распорядка дня ребенок будет знать что за чем следует. После того, как ребенок привыкнет к распорядку, следует приучать его самостоятельно выполнять некоторые обязанности и процедуры. Ребенок будет чувствовать себя более уверенно.

  • Организация материалов в окружении ребенка

Ребенок должен понимать, зачем и для чего нужны предметы и вещи, которыми пользуется он лично, его близкие или чужие люди. Каждый предмет имеет свое предназначение и время когда его используют, или не используют.

  • Организация пространства в окружении ребенка

Может ли ребенок определить свое место, чтобы играть или заниматься? Какие компоненты окружающего пространства можно использовать, а какие нет?

  • Новые навыки

Новые игрушки или оборудование необходимо вводить только после полного усвоения предыдущих навыков. Изучение новой задачи или навыка водится постепенно.

  • Поддержка переходов

Остановка одного вида деятельности чтобы начать другой, перемещение из одной среды в другую – все, что включает в себя смену или изменение вводят очень медленно и постепенно, учитывая реакцию ребенка.

  • Предыдущая задача

В процессе текущей деятельности следует вспоминать предыдущую незавершенную задачу. Обязательным моментом будет вернуться к ней и завершить.

  • Игнорирование отвлекающих моментов

Необходимо помочь ребенку научиться сосредотачивать свое внимание желаемом действии или взаимодействии без реакций на отвлекающие моменты.

  • Управление временем

Как долго длится 5 минут или один час? Сколько осталось времени для перехода к следующему пункту в расписании? Время невидимо. Таймер или часы – это то что ребенок может видеть.

  • Связь правил

Люди предполагают, что ребенок знает общепринятые правила. В случае с ребенком-аутистом это не соответствует действительности. Он может не помнить. Или не понимать. Ребенку следует постоянно напоминать и объяснять поведение и ожидания других людей.

  • Помощь в ожидании перемен

Ребенку необходимо заранее готовить к переменам в расписании. Подробный рассказ о предстоящем изменении поможет ребенку морально подготовиться и устранить много проблем.

  • Навыки управлением

Ребенок должен научиться управлять своим поведением, сделав приемлемый выбор, в случае получения им тревожных сигналов, или столкнувшись с проблемой.

  • Память

Необходимо вспомнить варианты что когда и за чем следует делать в случае тревожных сигналов. Возможно, ребенку поможет свой собственный способ для обеспечения себя нужной реакцией.

  • Поиск в памяти

У вас бывали такие моменты, когда вы знаете чье-то имя, но не можете его вспомнить? Или вы знаете что это за предмет, но не можете вспомнить его название? Но как только вы видите или слышите что-то сходное с именем или названием, вы сразу вспоминаете. Ребенок-аутист может испытывать точно такие же проблемы в запоминании. Попробуйте придумать ключи для воспоминаний, которые помогут ему быстро вспоминать нужную информацию.

  • Обеспечить структуры

Организованная и предсказуемая жизнь обеспечит ребенку визуальную организацию и защищенность.

  • Свой словарь

Личный словарь с картинками и важными словами (имена людей, любимые игрушки, видео, места или деятельности) поможет ребенку общаться с близкими.

  • Связь эмоций

Ребенок может демонстрировать различные эмоции с действиями. Эта демонстрация может быть в разном виде – в виде игры, рисунка, письма. Это поможет ребенку уточнить и проверить свой опыт.

  • Организовать жизненную информацию

Телефоны, календари, инструкции, все это должно быть на видном и доступном месте в виде ярких списков.

  • Постоянное напоминание

Вербальный язык быстро забывается без постоянной практики. Подтверждение информации, постоянное напоминание снова и снова поможет ребенку помнить и понимать.


Аутизм у детей — Школа доктора Комаровского