Развитие слуховой памяти

29-05-2012

Родители и учителя расстраиваются, когда дети не делают так, как им говорят, не помнят что должны сделать. Восприятие этого со стороны взрослых чаще всего такое – ребенок не слушается. Но мало кто задумывается о том, что ребенок не слышит, не воспринимает сказанное, и поэтому не помнит.

Дети, даже с нормальным слухом могут иметь серьезные проблемы с обработкой слуховой информации. Для того, чтобы такая информация правильно обработалась, в мозгу происходит великое множество шагов, которые преобразуют услышанную информацию, сохраняют ее с целью дальнейшего использования.

Мозг должен быть в состоянии определить звук, место, откуда он идет, разобрать звуки и идентифицировать данный конкретный звук. Он должен выбрать основной звук из любого фонового шума а также заполнить пробелы, если части звука не хватает, и только в этом случае он его услышит.

Если какая-либо часть или части этого процесса не работают или работают не очень хорошо, то дети отказываются от обработки звука и слуховая память не развивается.

Да, очень часто дети не слушают или действуют согласно тому, что они услышали, какую именно часть звука, которую они смогли обработать. Обычно большую часть услышанного дети не слышат и не могут уверенно следовать ряду инструкций. Это сложно для них.

Еще один момент, который вы можете обнаружить у ребенка с проблемами слуховой памяти – повышенная отвлекаемость и невнимательность, чувствительность к шуму, мечтательный склад характера, нежелание принимать активное участие в жизни класса или группы. У более младших детей дошкольного возраста с нарушением слуховой памяти может быть заметно ограничен словарный запас, а структура построения предложений часто будет не правильной.

Если у ребенка слуховая память развивается не так как надо, им будет сложно вспомнить свой домашний адрес, номер телефона родителей, день недели. Они будут отказываться учить и запоминать стихи или песни, если же стих или песня все-таки будет выучена, некоторые слова и интонации такие дети будут менять. Часто дети с нарушением слуховой памяти поют песни или рассказывают стихи на словестной абракадабре, с некоторым соблюдением ритма и интонации.

Родители в этом случае очень часто винят себя: «это моя вина, я уделяла мало времени ребенку, я не научила его!». Тем не менее, детей с хорошей памятью ,в том числе и слуховой не учили специально чему-либо. Разница в том, что у некоторых детей эти процессы происходят естественно, без необходимости вмешиваться, а некоторых нужно учить и поощрять.

Хорошую слуховую память можно развить у всех детей. С самого рождения нужно петь ребенку песни четко и ритмично. Когда ребенок становится постарше ,рассказывать ему любимые истории и сказки не договаривая окончание предложения, чтобы ребенок мог сам продолжить его. Разучивайте стихи и песни, помогая ребенку их запомнить. Поощряйте запоминания дат рождения, адресов, телефонов.

Играйте в игры, в которых нужно ассоциировать и имитировать звуки. Подкрепляйте свои просьбы действием: после нескольких просьб берите ребенка за руку, и приглашайте действием сделать то, о чем вы просите. Это поможет связать в мозгу ребенка звук с необходимостью действий. Если ребенок забыл ваши инструкции, помогите ему вспомнить, а не повторяйте их.

Если у ребенка есть трудности с запоминанием слов или построением предложений, следует оценить размеры патологии. Для этого проверяют в первую очередь слух ребенка а также консультируются с логопедом или дефектологом.
Конечно, если у ребенка есть физические причины для нарушения слуховой памяти, это необходимо устранять. Но если у ребенка слуховая память просто слабо развита, в силах родителей помочь ему и создать хорошие навыки для обработки слуховой информации. Это сослужит вашему ребенку хорошую службу в жизни.