Цветоведение: синий цвет в психологии

11-10-2014

color1[1]

Каждый человек индивидуален и потому воспринимает цвета по-своему. Тем не менее, существуют устоявшиеся закономерности. Так, синий цвет в психологии, а также остальные изучаются довольно давно. Выведена даже целая наука – цветоведение.

Цветоведение

Цветоведение изучает свойства различных цветов влиять на психику и эмоции человека. Само понимание цвета люди получают посредством восприятия электромагнитного излучения. Это излучение имеет волны разной длины, в результате чего и меняется цвет. От картинки, которую мы видим, зависят эмоции, настроение и даже общее самочувствие.

Цветоведение – наука сложная, симбиозная и включает в себя:

  • психологию,
  • физику,
  • физиологию,
  • терапию.

Она занимается не только изучением монохромных (белый и черный) и основных цветов спектра, но и всеми возможными оттенками.

Цвета в психологии

1373437855_856[1]

Для психологии цвета – важный инструмент изучения и наблюдения поведения человека любого возраста, а также определения характеристики его личности.

Психология также учитывает не только врожденное восприятие людей на цвета, но и навязанные чувства, ощущения, эмоции окружающим социумом. На восприятие цвета играют местные традиции, основы различных субкультур, устои. К примеру, синий цвет в психологии мусульманина напоминает о скоротечности бытия. Христианин же станет думать о божьем просвещении.

Развивая тему религий, можно отметить обилие синего цвета на куполах в сочетании со звездами. Это характерно для буддизма и обозначает центр всей Вселенной.

«В нашей стране отношение к синему цвету далеко не однозначное. Долгое время его выбирали как основной для школьной формы, так как синий имеет свойство уравновешивать человека, дает ему силы сконцентрироваться на предмете». Кроме того, синюю ткань выбирают многие компании для пошива деловой или фирменной одежды своим работникам. Синий вселяет уверенность, покорность, размеренность, доверие. Причем, эффект этот работает как на работников, так и на приходящих клиентов.

С другой стороны, славянские поговорки и пословицы говорят о негативном отношении к синему. Судите сами:

  • гори все синим пламенем,
  • допился до синьки,
  • синий от холода (голода).

Здесь явно прослеживается некое отторжение и ассоциация с чем-то нехорошим.

Как было сказано выше, один и тот же цвет для одного человека может стать причиной радости и веселья, а для другого будет символизировать траур. Все это связано с многообразием национальных традиций, обычаев, а также особенностями религий.

Если взять одну только страну – Китай, то в одной ее части красный для людей символизирует грусть, а для другой – праздник. Говоря о наших устоях и предубеждениях, то розовый цвет ассоциируется с глупой блондинкой или человеком инфантильным, а вот черный – признак меланхоличности и склонности к суициду. Для славян белый – цвет невинности, потому его предпочитают большинство невест, а для китайца он символизирует опасность и даже подлость.

Цвета в быту и в жизни

Особенности цветов, а именно их восприятие человеком многие умело используют в бизнесе и в быту. Свойства оттенков обязаны учитывать такие специалисты как дизайнеры одежды, интерьера, парикмахеры, маркетологи. У каждого из них стоит своя задача, и чтобы ее решить, они прибегают к манипуляции цветом.

«Так, например, желтый цвет в психологии, ровно, как и красный с оранжевым, считается «вкусным», он побуждает человека к действию. Желтая этикетка на товаре увеличивает его продажи.»

А вот зеленый цвет в психологии обозначает жизнь. Именно потому он органично вписывается в детских комнатах. Кроме того, зеленый возбуждает аппетит и прививает любовь к свежим фруктам и овощам, в которых собрано больше всего полезных веществ. Диетологи советуют не только кушать все зеленое, но и иметь такого же цвета тарелки.