Мировоззренческие контексты появления психоанализа

25-08-2013

mirovozzrencheskie-konteksty-poyavleniya-psixoanalizaНельзя трактовать психоанализ только как ответвление психиатрии, хотя это кажется вполне очевидным. В контексте истории философии, здесь очевиден вопрос: была ли психиатрия во времена Фрейда только разделом медицины?

Следует обратиться к тому факту, что в конце ХІХ века психиатрия, что буквально означает лечение души, еще не сформировалась как органическая часть медицинской науки, такой же как, например, пульмонология, клиническая офтальмология, хирургия, урология или разделы медицины, посвященные терапии инфекционных заболеваний.

По сути, специфическим предметом психиатрии была душа. В то время человек западной культуры еще представлял ее себе, как противоположность тела. Долгое время природа души была бесспорным предметом метафизики, но к этому времени она превратилась в спорную проблему, прежде всего философскую и мировоззренческую. Причиной тому был антиметафизический, антигегелевский переворот в мировоззрении, почти завершившийся к тому времени в умах Европы. Он привел к массовому увлечению позитивизмом.

Вообще метафизическая и божественная природа человеческой души была поставлена под сомнение, равно как и природа идеального как такового. Это выразилось в создании различных программ приземления духовного начала в человеческом существе, его вочеловечения и обезбожения, или толкования его особого, отличающегося от человеческой телесности и ему противоположного, сверхъестественного начала, но только как предиката, свойства субстанции человеческой телесности. Дуализм тела и души – это один из первых дуализмов в философии, от которого старались избавиться не только философы, но и естествоиспытатели, в первую очередь медики.

Следствием победы над мировоззренческими иллюзиями прошлого было то, что врачеватели человеческой плоти стали посягать на монополию духовных пастырей, чьим делом было как спасение души на том свете, так и исцеление ее на этом.
Вполне естественно, что душа в ходе развития и успехов практической медицины, даже если и не являлась для образованных людей фантомом и продуктом массового невежественного сознания, но все же постепенно все более связывалась с физической реальностью и человеческой телесностью.

Появляется представление материальном, природном субстрате всех процессов в человеческом существе, и о возможности целенаправленно воздействовать на эти процессы, в случае их отклонения от нормы. Формируется представление о душевной болезни, заменившее прежде бытовавшее – об одержимости бесами. Так и появляется психоанализ, как новый метод изучения и лечения психических расстройств.