Психология подросткового возраста: особенности изменений

11-10-2014

71563792 Sulky Teenager

Почему любящий, терпеливый и спокойный сынок вдруг начинает грубить родителям? Или всегда покладистая дочурка, хлопнув дверью, убегает из дому? Наверное, потому, что они подростки. Разобраться в тонкостях мышления тинейджеров, научить родителей и педагогов, как правильно себя вести с такими уже не детьми поможет психология подросткового возраста.

Что такое переходной возраст?

Мальчики и девочки по мере взросления в силу физического, физиологического и психоэмоционального развития трансформируются в юношей и девушек. Процесс этого перелома принято называть переходным возрастом. В это время ребенок:

  • начинает воспринимать себя, своих близких и окружающую действительность под критическим углом;
  • становится более чувствительным;
  • склонен к частым переменам настроения;
  • способен на нелогичные, непродуманные и непоследовательные поступки.

Физиологическое объяснение изменений

Указанные перемены связаны с некоторыми изменениями в физическом развитии подростка. А именно:

  • Гормоны гипофиза и щитовидки начинают вырабатываться более активно;
  • Начинается фаза ускоренного роста, правда, неравномерного: сначала вырастает голова, затем конечности, а в последнюю очередь туловище;
  • Появляются вторичные половые признаки;
  • Повышается интерес к противоположенному полу.

Если все указанные признаки могут начать проявляться с лет 13, то последний яркое свойство в понимании, что такое психология подростка 15 лет.

Мальчики начинают превращаться в парней в среднем в 13-15 лет. Это визуально становится понятным по росту волос на теле и лице, огрубению голоса, появляется эрекция. У девочек этот процесс происходит, как правило, в 11-13 лет. Становление девушки происходит с появлением первых менструаций, волосяного покрова на ногах, под мышками и в интимных местах, увеличением объемов молочных желез.

Кризисы переходного возраста.

uvodna[1]

Взирая на огромное количество особенностей периода взросления, выделяют 2 типа кризиса:

  1. самостоятельности,
  2. несамостоятельности.

Первый проявляется посредством бунтарства, желания решать свои проблемы самостоятельно, ощущения собственной всесильности и важности своего мнения, упрямства и прочих моментов.

Второй обнаруживается через тягу к родителям, смиренность, отсутствие желания проявлять волю, впадение в детство, нежелание принимать самостоятельные решения.

Зачастую так характеризуется психология подростка 14 лет.

«Совет: родителям стоит иметь в виду, что тут палка двух концов. Общаясь и проявляя некоторую агрессию, подросток становится личностью, формирует свое понимание «хорошо» и «плохо». В то время, как замкнутость и смирение, может привести к ограниченности общения. Но повышенное желание быть «душой компании» нередко направляя юношей и девушек по неверному пути. Это тогда, когда авторитетами становятся сомнительные друзья.»

Эмоциональное состояние

На фоне указанных изменений, психика тинэйджера становится изменчивой. Ведь ранее ребенок накапливал знания об окружающем внешнем мире. А по мере взросления начал вникать в устройство внутреннего. Для этого возраста характерен безудержный смех, а через минуту слезы и предистеричное состояние.

Важно понимать, что психология подросткового возраста склонна отображать все в мрачных красках. Оттого больший процент самоубийств приходится именно на этот возрастной период.