Синдром дефитица внимания

23-10-2014

При общении с другими людьми, человек списывает невнимательность собеседника на плохое воспитание, нежелание разговаривать, отсутствие интереса к теме разговора, отвлекающие моменты и многое другое. Лишь немногие могут предположить, что это проявление заболевания мозга, которое называется синдромом дефицита внимания. И хотя ученые спорят о его существовании еще с 70х годов прошлого века, до сих пор не найдена успешная методология его лечения.

Внимание надо рассматривать как психический процесс, который необходим не только для познавательной, но и любой другой деятельности человека, и который давно уже изучается психологами. Невнимательность во взрослой жизни может быть родом из детства, следствием чрезмерной активности ребенка с нарушенным вниманием, приведшей к проблеме возникновении синдрома дефицита.

Как распознать действительные признаки?

Такие признаки должны быть устойчивыми продолжительное время (полгода и больше):

  • Отсутствие внимание и частые ошибки.
  • Нежелание дослушать до конца.
  • Невозможность сосредоточения на мелких деталях.
  • Никакой организации.
  • Распыление на много дел одновременно.
  • Легкая отвлекаемость на посторонние раздражители.
  • Долгий поиск потерянных вещей.
  • Забывчивость.
  • Отсутствие результата.

Причина?

Проблемы возникают из-за недостаточного развития исполнительных функций головного мозга, отвечающих за нестандартные решения в новых поведенческих ситуациях. Исполнительные функции регулируют поведение на высоком уровне, организуя базовые процессы, что включает их в различные формы низкого уровня. Считается, что в обычном поведении участвуют базовые функции (автоматизм), а в новой ситуации для анализа обстановки, определения цели, исполнения поведенческого акта и контроля исполнения включаются исполнительные функции высокого уровня. Предположительно, исполнительные функции локализуются в префронтальных отделах мозга (лобных долях). Окончательно не доказана ее одномерность (одна функция решает все задачи) или многомерность (различные функции для различных задач).

Синдром дефитица внимания

 Если провести аналогию с компьютером, то процессор мозга не успевает обновляться для обслуживания растущих периферических устройств, что и проводит к дефициту внимания.

Как бороться?

Существует несколько медикаментозных методов лечения дефицита внимания. Среди них использование стимулирующих препаратов (Аддерал, Концерта, Декседрин, Фокалин, Метилин, Риталин, Виванс); антидепрессантов (Памелор, Авентил, Тофранил, Норпрамин, Пертрофран), нового препарата атомоксетина (Страттера). Хорошие показатели (один к десяти) дает чередование препаратов и поведенческой терапии.

Поведенческая терапия представляет собой определенные методы научения. Среди них различают усвоение, научение по образцу, отучивание, устранение, конфронтацию.

Для тренировки целевого поведения сначала проводится конкретный анализ поведения, определяются этапы научения, осуществляется не только самоконтроль, но и проводится закрепление знаний и актуализация изученного путем тренировки нового поведения.

Чем раньше будет замечена патология дефицита внимания, тем больше можно будет использовать поведенческую терапию, а не медикаментозное лечение.

Прежде чем применять тот или иной метод лечения, необходимо точно определить правильный диагноз у врача невропатолога или психиатра, чтобы не спутать свойства характера человека с действительным заболеванием мозга – дефицитом внимания.