Как бороться с хамством врачей?

29-05-2017

18414124_15f6611ec8fcf264015fda1685b4ef8d_800Врач – это самая гуманная профессия на Земле. Общаясь с пациентом, он должен вселять в него веру в успешный результат лечения, оказывать поддержку и даже психологическую помощь в пределах своей компетенции. Гуманное и уважительное отношение со стороны медицинского персонала – одно из основных прав человека, обратившегося в лечебное учреждение.

К сожалению, в реальности все бывает совершенно иначе. Измотанные непрерывным потоком пациентов и вынужденные подрабатывать в нескольких частных клиниках, чтобы обеспечить семью, доктора зачастую воспринимают больного, как раздражитель, и общаются с ним, забывая о законах этики и медицинской деонтологии.

 

Такое поведение нельзя назвать иначе, как хамство, то есть наглый, резкий, грубый и бесцеремонный способ общения. Терпеть такое поведение людей в белых халатах – означает смириться с несовершенством мира и позволить грубиянам оставаться безнаказанными. Но это неприемлемо, поэтому каждому доктору, забывшему основные правила общения с пациентами, нужно просто напомнить, на каком месте он в данный момент находится.

Правила поведения пациента

Чтобы пресечь хамство врачей, в первую очередь, нельзя опускаться до их уровня. Если вы начнете грубо высказываться, а тем более повышать голос на врача, это услышат остальные сотрудники лечебного учреждения, и в силу профессиональной солидарности они обвинят в произошедшем конфликте вас. Если вы не желаете брать вину на себя, то держитесь спокойно, хладнокровно, и даже подчеркнуто вежливо, призывая к такому же поведению и врача. Просьба соблюдать спокойствие и призыв к общению в рамках медицинской деонтологии должны стать началом или продолжением вашего диалога после того, как врач выйдет за рамки этических норм.

Если доктор проигнорирует эти призывы, вы имеете полное право напомнить ему, что уважительное отношение к пациентам – одна из обязанностей докторов, согласно Федеральному Закону 323 – «Об охране здоровья граждан». Когда и эта попытка не увенчается успехом, можно призвать на помощь вышестоящие инстанции.

Обращение на следующий уровень

Вы можете подать жалобу на грубияна, переходя от ниже стоящей инстанции к вышестоящей, то есть «снизу вверх». Такой способ более рациональный и продуктивный, так как, начиная разбирать ситуацию с вышестоящего органа, вы можете быть отосланы на более низкую ступень.

Поэтому подавать жалобы нужно в следующем порядке:

  • заведующий отделением (поликлиникой);
  • заместитель главного врача по лечебной работе;
  • главный врач лечебного учреждения;
  • управление здравоохранения района (города);
  • медицинская страховая компания;
  • Росздравнадзор.

Если помощь оказывается на возмездной основе, она рассматривается как услуга, и претензии по качеству ее оказания вы также можете подать в Роспотребнадзор.

Общаться с представителями указанных инстанций можно и лично, но жалоба, оформленная в письменном виде, возымеет большее действие. Поэтому уточните в регистратуре или на рецепшене, как зовут то должностное лицо, на чье имя пишется жалоба, и составьте грамотный текст с описанием конкретной ситуации, претензий и требованием привлечь к ответственности виновника конфликта. Обязательно укажите в шапке заявления свои контактные данные. Составьте его в двух экземплярах и отдайте в приемную должностного лица или лично в руки, попросив расписаться на том экземпляре, который остается у вас.

Письменное обращение должно быть рассмотрено в течение тридцати календарных дней, после чего вас должны уведомить о результатах проверки и принятых мерах. Если этого не произошло, потребуйте ответ лично или переходите к обращению на следующую инстанцию.

Помните: проявив настойчивость, вы поможете восторжествовать справедливости. А от этого наша медицина и даже мир станут хотя бы чуточку лучше.